
Полная версия:
Письма. Том первый
Сергей 16.02.09 22:34:45
Моя хорошая, привет! Прежде чем обращаться к посредникам, я предложу свои произведения художественным руководителям театров и, если они не согласятся, тогда попробую через третьих лиц «прорваться» к ним. Сегодня отшлифовал поэмы до зеркального блеска. На этой неделе материал будет отдан в типографию, после чего мне будет необходимо проверить макет книги от корочки до корочки и дать свое согласие на печать. Особых новостей нет. Целую. Твой Сергей
* * *Елена Пятковская 16.02.09 23:30:47
Здравствуй, мое солнышко! С тобой поговоришь и хочется скакать на одной ножке! А вообще чувства, которые приходят к людям в зрелом возрасте отличаются особенной нежностью и трепетным отношением друг к другу.
Можно попробовать обратиться в редакции газет и журналов, которых у нас в Питере очень много. Одно дело обращаться по переписке; другое – личная беседа. Оказывается, у нас фирме есть пиар-менеджер, об этом я только что узнала. Постараюсь получить какую-нибудь полезную информацию и у нее. В ближайшее время хочу выяснить, во сколько могут обойтись услуги чиновников от культуры.
Завтра работаю в академии, потом немецкий. Кстати, занимаюсь языком с удовольствием. Только времени мало. Готова сидеть с ним хоть целый день. Так интересно! Наверное, мозг требует «гуманитарной» нагрузки, «техническая» надоела!
Не сомневаюсь в том, что все, что ты делаешь – совершенство!
Итак, выдаю информацию о своих анатомических параметрах: обхват талии 78 см / полуобхват 39 см/ длина стопы – 25 см.
Целую все твои замечательные места! Твоя Лена.
* * *Сергей 18.02.09 02:23:05
Радость моя, я поймал себя на том, что в зрелом возрасте (при условии, конечно, положительного характера индивидуума) стремление к гармонии является жизненно важным фактором общения. А так как нам обоим это ясно, то конфликты могут быть сведены почти к нулю. Правда, необходимо выяснить, где лежат наши приоритеты; не последнюю роль играют здесь потребности, и если они будут находиться в равновесии, то я за наше будущее спокоен. По части постановок: я сделаю упор на личные контакты, естественно. Надеюсь, что еще не вымерли люди, работающие в театральной сфере, для которых талант выше денежных подношений. Здесь скепсис вполне уместен. Человек – натура алчная по своей природе, ей, сколько ни дай – все мало! Я позволю себе шутку. Чем чаще я высказываю свои «опасения», тем чаще ты мне звонишь; прямая зависимость, которая мне приятна (я имею в виду возможность слышать твой голос). Итак, достоинства мы нашли друг в друге – пора искать недостатки. Обнимаю. Твой Сергей
* * *Елена Пятковская 18.02.09 20:06:07
Здравствуй, мой милый! Применительно к отношениям с моим спутником жизни конфликты не "могут быть минимизированы", а должны быть исключены. Мой практический опыт работы в торговле включал необходимость ежедневно улаживать всевозможные конфликты. Уверена, их всегда можно избежать при наличии ума и такта. Если руководствоваться соображением практической целесообразности, а не амбициями и эгоизмом, при несовпадении мнений всегда можно прийти к общему решению. К сожалению, мне не удалось избежать конфликтов в жизни. Но, если обладала бы жизненным багажом, который есть теперь, их бы могло и не быть. Моей большой победой был цивилизованный разъезд и развод. Бывший муж был настроен на "выяснение отношений", но в результате даже помогал, если обращалась за помощью.
Согласна, что потребности, точнее их равновесие, во многом предопределяют счастливый брак.
К сожалению, опять приболела, простудилась. По возможности отменила или перенесла все рабочие дела. Скорее бы дотянуть до выходных, их целых три дня, так как 23 февраля сделали выходным.
Думаю, что у нас все будет хорошо. Таких недостатков, которые делают наше совместное проживание невозможным, я не увидела.
Очень хочется прижаться к тебе. Рядом с тобой так уютно. Целую, мое сокровище. Твоя Лена.
* * *Сергей 18.02.09 23:41:57
Здравствуй, мое разумное создание! Камень брошен – пошли круги. Чудесно. Ты отразила мою точку зрения на ситуацию, которая при других условиях, могла бы быть бесконтрольной. Я получаю большое удовольствие от общения с тобой, мне тебя не хватает. Жаль, что не могу сейчас быть рядом с тобой (это не пустые слова), мне хочется за тобой поухаживать (чай в постель, поцелуй нежный в губы…). Теперь о гениальном в стихах. Вот оно, то совершенное произведение.
КРАСАВИЦАВсё в ней гармония, всё диво,Всё выше мира и страстей;Она покоится стыдливоВ красе торжественной своей;Она кругом себя взирает:Ей нет соперниц, нет подруг;Красавиц наших бледный кругВ ее сияньи исчезает.Куда бы ты ни поспешал,Хоть на любовное свиданье,Какое б в сердце ни питалТы сокровенное мечтанье, —Но встретясь с ней, смущенный, тыВдруг остановишься невольно,Благоговея богомольноПеред святыней красоты.Кто же этот Гений? Конечно, А. С. Пушкин!!!
Обрати внимание на слог, на простоту выражений, на их красоту, которая проникает прямо в душу. Ласкаю бесконечно. Твой Сергей
* * *Елена Пятковская 19.02.09 15:04:11
Здравствуй, солнышко!
Думаю, что ты еще больше удовольствия получишь при нашем близком общении.
Мне нравиться больше отдавать, чем брать (не только материальном, но и в моральном отношении). Правда, если окружающие начинают этим качеством нагло пользоваться, как, например, мой бывший муж – я могу пересмотреть свое отношение, но ты до такого уровня никогда не опустишься в силу своих высоких моральных качеств.
Я счастлива нашим общением. С тобой ощущаешь движение вперед, развитие, а не чувствуешь себя как в болоте. С тобой жизнь никогда не покажется пресной, одноцветной или унылой.
Опять комплименты, а ты предлагал искать недостатки.
Сегодня чувствую себя уже неплохо, поэтому немецкий не стала отменять. День проходит как обычно.
Целую тебя и тону в твоей бесконечной ласке! Твоя Лена.
* * *Сергей 20.02.09 19:45:12
Добрый вечер, радость моих надежд! Как сказано: "… тону в твоей бесконечной ласке…". Уже одной этой фразы иногда вполне достаточно, чтобы расположить к себе раз и навсегда. В тебе ровно столько чувств, сколько во мне поэзии. Интересный тандем! Или как ты выражаешься "гремучая смесь". Я не против, если ее огромная сила будет использована в мирных целях. В предыдущем письме я определил стихотворение Пушкина, как гениальное (Красавица). Согласна ли ты с моей аргументацией? По-прежнему, твой любимый поэт товарищ Маяковский? Говори, пожалуйста, правду и только правду, ничего кроме правды. Твой Сергей
* * *Елена Пятковская 21.02.09 16:56:04
Здравствуй, Сереженька!
Итак, правда, только, правда и ничего кроме правды. Простому русскому товароведу сложно не согласиться с аргументами человека, профессионально занимающегося литературой. Я – рядовой читатель, а, значит, ищу в литературе то, что близко. Мое пролетарское происхождение, видимо, сказалось; ведь поэт был носителем пролетарской культуры. Мне нравилось то, что его стихи не похожи ни на какие другие, в них вулканическая сила, экспрессия, едкая сатира. Эти стихи мне давали энергию и оптимизм. Ведь большая часть жизни проходила в какой-то "борьбе".
Чтобы изменить свое мнение, необходимо как минимум еще раз сесть и перечитать Маяковского. Может, на данном этапе моей жизни для нового состояния души, связанного с некоторыми замечательными событиями, захочется чего-нибудь другого?
Предлагаю отложить обсуждение поэтических предпочтений до твоего приезда. В беседе о поэзии я для тебя слишком слабый партнер: уложишь на лопатки сразу! Так сделай это при личной встрече; думаю, мне понравится!
Вчера во время занятий по-немецкому в аудиторию зашел сотрудник Центра (немец), чтобы переговорить с моим репетитором. Он произнес пару фраз, она ответила, и… я вдруг поняла, о чем они говорят!!! Ты не представляешь, какое это было волшебное чувство!!!
В России три выходных, 23 февраля – день Защитника Отечества. У меня еще легкое недомогание, связанное с простудой, поэтому из дома никуда не пошла, кроме продовольственного магазина. Сейчас буду готовить борщ (жаль, что не для нас двоих, но это явление, надеюсь, временное), наводить порядок, учить немецкий.
Прижимаюсь к твоему сердцу с нежностью и любовью. Твоя Лена.
* * *Сергей 21.02.09 23:26:33
Здравствуй, Леночка! Ты была откровенна, высказав свое мнение насчет поэзии, благодарю. Я считал, что очевидное не нуждается в комментариях, но это очевидное пока существует только для меня в нашем случае. Я с удовольствием поделюсь с тобой своими мыслями о прекрасном при личной встрече. Кстати, о немецком: мне знакомо чувство "внезапного прояснения", так как я его сам испытал на практике, здесь в Германии. Искренно рад за тебя. Хотя "мы вышли все из народа…", все же вкус надо в себе воспитывать. Считаю, что политическая пропаганда часто противоречит действительности во многих сферах. Я не вдаюсь в детали сейчас. Желаю тебе поскорее поправиться. Целую тебя с большим удовольствием. Твой Сергей
* * *Елена Пятковская 22.02.09 16:46:47
Здравствуй, Сереженька! Вот постепенно и выявляются недостатки, например, мне нужно воспитывать вкус! Но при твоем участии, думаю, все получится.
Сегодня самочувствие лучше, но не рискнула идти на тренировку, а осталась дома, но без дела, конечно, не сижу. Скучаю по тебе, но после разлуки всегда бывает встреча, поэтому настроение с весенней ноткой, а подготовка к твоему приезду уже началась.
Узнала, что в России до конца 2009 года намечен переход на биометрические загранпаспорта. Появилась информация о многочасовых очередях на получение новых «загранников». Процесс получения паспорта, по некоторым сведениям, иногда затягивается на 2–3 месяца. На ближайшей неделе проясню ситуацию в миграционной службе. Возможно, мне опять предстоит «приятная» процедура сбора документов. Значит это надо делать заранее, чтобы летом не было никаких проблем с выездом.
Ты мне давно не писал про занятия теннисом. Поэмы, как я понимаю, ты отшлифовал до блеска. А в какой типографии ты их будешь печатать?
Целую тебя, такой желанный! Твоя Лена.
* * *Сергей 22.02.09 23:20:52
Добрый вечер, Лена! Конечно, наличие, мягко выражаясь, странного вкуса не является еще недостатком (о чем ты с юмором сказала, как я понимаю). Твое желание к совершенствованию дает мне большую надежду на успех, в котором я, в принципе, не сомневаюсь. Береги свое здоровье, моя хорошая. Паспорт с биометрическими данными желательно оформить, здесь я с тобой согласен. Сегодня провел на корте 3 часа, устал, но это приятная усталость. Шлифую свою технику. Ракетка, которой я играю, к сожалению, для меня тяжеловата. Придется покупать новую. Книга будет отпечатана в типографии издательства «Наука». Мой дизайн тебе, наверно, понравится. Я подобрал цвет, формат, инициалы совместил, а также внес кое-какой внутренний интерьер в книгу. Нежно обнимаю тебя (пока в мыслях). Твой Сергей
* * *Елена Пятковская 23.02.09 17:49:32
Здравствуй, Сереженька!
Вчера в одной из аналитических телевизионных программ было высказано мнение, что Россия сейчас переживает «поэтический» бум, не меньший, а возможно и больший чем в 60-е годы. Оказывается, в Москве становится модными поэтические вечера, проходящие не только в квартирах, но и залах. Собрать удается пока не более 100 человек. Эти вечера популярны и у обеспеченной публики.
В передаче рассказали и о тех, кто считает себя поэтами. Это молодые люди, где-то лет тридцать, странно одетые, уверенные в своей гениальности, нагловатого вида. Про то, что они декламировали, не рассказываю. Хорошо, что ты этого не слышал.
Особенно востребован "Маяковский наших дней", фамилию не запомнила. На него любит ходить обеспеченная публика. Если бы ты видел и слышал этого «поэта»! Выходки и внешность настоящего подонка, стихи сплошная нецензурная брань и сравнения, например, с унитазом и т. п.
На этом фоне Маяковский, которого ты назвал бомжом от поэзии, показался если не принцем, то приличным служащим.
Кроме того, существует интернет-радио, где круглосуточно транслируются стихи различных авторов.
Впрочем, ситуация в этом сегменте духовной жизни России отражает общую картинку в стране.
Не перестаю удивляться наглости нашего народа! Сегодня узнавала, во сколько обойдется ремонт ванной. Один из потенциальных работников назвал мне сумму. Я решила сравнить его цены с общегородскими. Удивительно! В стране безработица, а он предлагает цену, в три /!!!/ раза превышающую среднюю по городу. Наверное, я похожа на дурочку или на очень богатую даму, а может на то и другое вместе.
Целую тебя, мой дорогой! Мыслями всегда рядом, твоя Елена.
* * *Сергей 3.02.09 23:44:54
Здравствуй, моя милая! Руссо как-то однажды сказал: "Измените законы, и вы измените людей". При вседозволенности на поверхность, прежде всего, выплывает все негативное. Ничего удивительного. Толпа и в двадцать первом веке останется толпой серой и примитивной. Для совершения неблаговидных поступков много ума не надо. Здесь примеры на каждом шагу. Выход есть – держать дистанцию в несколько "световых лет". Конечно, можно сравнивать худшее с еще более худшим по твоему примеру, я же сравниваю лучшее с еще более лучшим. К сожалению, литературоведы этим правилом не пользуются, а жаль. Твои комментарии мне по душе; они называют себя «поэтами», а здравомыслящий назовет их отбросами общества. По поводу ремонта, замечу, лучше подождать, чем переплачивать. Поищи кого-нибудь другого. В таких случаях я сам назначаю цену. Твой Сергей
* * *Елена Пятковская 24.02.09 13:53:07
Здравствуй, мой ненаглядный!
Как я поняла из писем, дизайном своей книги ты занимался сам. А ты этому учился или просто руководствовался своим вкусом?
В газете прочла про карнавал в Германии и сразу вспомнила рассказ гида. А как ты относишься к этим мероприятиям?
Конечно, очень хочется быстрее провести ремонт, но у меня нет привычки переплачивать тем, кто хочет заработать много, а вот с покупателями и клиентами в настоящее время сложно. Экономическая ситуация в стране не такая, как полгода назад.
Завтра насыщенный день, лекция в академии, затем занятие по немецкому. Выход в интернет будет не раньше 22 часов.
Надеюсь, что у тебя все в порядке. Целую тебя, мой лучик! Какое счастье, что ты есть в моей жизни. Твоя Лена.
* * *Сергей 24.02.09 21:31:03
Леночка, ты поняла правильно – я руководствуюсь своим вкусом, знаниями и интуицией. Карнавал, как и любые другие праздники народу просто необходимы (помнишь, "хлеба и зрелищ"). Чтобы не омрачать твои мысли, скажу только, что веселиться надо (уметь). Я, конечно, не против подобных мероприятий. Меня восхищает карнавал в Рио!!! Какие костюмы… и все остальное! Переплачивать не надо и здесь я с тобой одного мнения. Сегодня делал рассылку материала по интернету на радио по России; посмотрим, что из этого выйдет. Целую с наслаждением. Твой Сергей
* * *Елена Пятковская 25.02.09 22:26:37
Здравствуй, Сереженька!
Как понимаю, ты начал активно работать по продвижению стихов. Даже отрицательный результат – это тоже результат. Количество попыток рано или поздно все равно перейдет в качество, то есть, к положительному результату и успеху.
Общение с тобой оказывает положительное влияние на мою личность даже, несмотря на то, что между нами тысячи километров. Я при любой удобной возможности пытаюсь получить хоть какую-то полезную информацию, чтобы помочь продвижению твоего творчества. Для этого больше стала просматривать различных средств массовой информации, особенно по Петербургу. Как результат, уже более осведомлена о новостях культурной столицы.
Занятия языком тоже влияют очень положительно на мое состояние и способность мыслить. Сама аура этого здания, культурные события, усиливают тягу к изучению немецкой культуры, да и не только немецкой. Недалеко от академии есть еще одна лютеранская церковь, где проходят вечера камерной музыки. Постараюсь выбраться и послушать. Очень мешает отсутствие времени и не самое лучшее самочувствие.
Узнала, что у нас один из преподавателей академии пишет стихи. Наверняка он их публиковал в военных изданиях. Сегодня очень спешила, но в ближайшее время придется часто бывать в главном здании академии, где этот педагог проводит занятия. Хочу расспросить его по поводу возможных публикаций в военных изданиях. Военные структуры не так коррумпированы как гражданские. Думаю, если будет возможность помочь – поможет обязательно.
Учебник мой уже в библиотеке. Тот активный коллега, которого я взяла в соавторы, похлопотал и нам отпечатали два авторских экземпляра в жестком переплете и без грифа (смеюсь!!!). Можно будет показывать его потенциальным работодателям, если тема не потеряет актуальность.
Придумала, как скомпоновать материал монографии. Я ее в прямом смысле «клепаю», но самое смешное, что очень неплохая работа получается. Будет возможность, постараюсь превратить ее в очередной учебник. Намерена получить от академии все возможное, впрочем, как они из меня все выжимают. То есть, «дружба» как в притче о змее и черепахе.
Сегодня опять с любовью вспоминала твой животик. Видимо, это будет мой самый любимый участок твоего тела, после головы, конечно.
Целую твои сладкие места. Лена.
* * *Сергей 26.02.09 21:39:07
Здравствуй, Леночка! На этой неделе «пройдусь» по журналам. Конечно, результатов нужно добиваться. Несмотря на свою занятость, ты еще пытаешься что-то и в моей области разузнать; ну как тут промолчать! Благодарен тебе за любое твое участие, моя радость! Кстати, о твоих учебниках: вполне возможно, что они могут быть востребованы и в Германии (без грифа секретности, конечно). Ты очень тонко заметила о моих любимых частях тела, цитирую…
"после головы, конечно". Это говорит о многом. Ты очаровательна! Целую до потери сознания. Твой Сергей
* * *Елена Пятковская 27.02.09 15:50:35
Здравствуй, Сереженька!
Я прекрасно понимаю, как важно для человека, занимающегося интеллектуальной или творческой деятельностью, быть востребованным или признанным. Вероятность того, что поэзия принесет материальные блага, невелика, но моральное удовлетворение тоже чего-то стоит! Именно преобладание моральных критериев над материальными говорит об интеллекте и развитии личности.
Можешь всегда рассчитывать на мое понимание и самое живое участие при решении любых вопросов. Это и есть нормальная форма совместной жизни.
Слава богу, конец рабочей недели! Отучила специалиста по сырам и собираюсь на немецкий. Самочувствие уже нормальное, недомогание прошло. За выходные, надеюсь, восстановлюсь окончательно.
Кстати, в нашем знаменитом "Доме книге" часто проводятся какие-то литературные и культурные мероприятия, встречи с писателями, журналистами, философами. Почему бы не попробовать презентовать стихи и там?
Твой животик так и не выходит из моей головы. Еду в транспорте и все время про него думаю, точнее про то, как было бы здорово его расцеловать! И чего я не посмела это сделать во время пребывания в Дюссельдорфе? Словом, дело идет к весне.
Целую тебя, мое сокровище. Куда ты понял. Твоя Лена.
* * *Сергей 28.02.09 00:05:01
Добрый вечер, моя милая! Конечно, и я не питаю больших надежд на большой успех того, что я делаю и все же надо думать положительно даже в безнадежной ситуации, а я от нее еще на весьма приличном расстоянии. Что меня приятно удивляет, так это твои мысли, которые можно легко перепутать с моими; поясняю: о моральном над материальным; твое участие в решении моих вопросов – все это говорит скорее об исключении, чем о правиле в отношениях между мужчиной и женщиной. Презентовать я должен свою книгу, но для этого необходимо узнать подробнее в "Доме книге" об авторских выступлениях. Было бы неплохо там для меня получить в апреле эту возможность. Твое внимание к моему «животику» не может не вызвать улыбку удовлетворения; уверен, что во все времена года он будет для тебя служить притягательной силой. На ласках экономит только глупый! Целую со всеми вытекающими отсюда последствиями. Твой Сергей
* * *Елена Пятковская 28.02.09 16:13:37
Здравствуй, Сережа!
В моей жизни было несколько безнадежных ситуаций. Переход из торговли в науку в немолодом возрасте без связей и без малейшего представления об этой сфере, выглядел как самая настоящая авантюра. Ситуация с защитой диссертации казалась безнадежной, но лазейка все-таки нашлась, она стала «секретной». Поступление на работу в военную организацию тоже было с нотками авантюризма. Найти на сайте знакомств человека, мысли которого можно перепутать со своими – это из области фантастики! И, тем не менее, это произошло. Получение визы было почти невозможным. Конечно, труда, сил, нервов было немало потрачено на все это. И теперь я наслаждаюсь (надеюсь, что скоро мы это будем делать вместе) плодами этих «безнадежных» ситуаций.
Может, замелькает твое имя в печати, и найдется меценат или спонсор, готовый посодействовать продвижению твоего творчества? Ведь этого "нового Маяковского", явно кто-то спонсирует. Словом, вспомним народную мудрость: "на ловца и зверь бежит".
Для меня признание моего педагогического труда очень важно. Мне не все равно, какой профессиональный уровень обучаемых после занятий. Я тебя очень хорошо понимаю: признание читателей, даже без больших вытекающих из этого факта материальных благ, стоит, чтобы за него побороться.
Я теперь часто бываю возле "Дома книги" (немецкий два раза в неделю), поэтому постараюсь в самое ближайшее время получить информацию, что нужно сделать, чтобы провести презентацию. Замечу, что презентации можно попробовать провести и в других местах (библиотеки, например). Теперь я очень внимательно смотрю наши городские новости и новости культуры, как потенциальный источник любой полезной информации.
Вчера «сторговалась» по поводу еще одного учебника. Мой разворотистый коллега берется получить все необходимые согласования по допуску его в качестве учебного пособия. Много времени написание его не займет. Материал есть, осталось только адаптировать под дисциплину. Раз существует вероятность, что наличие научных и методических работ будет содействовать моей конкурентоспособности у работодателей в Германии, надо делать.
Сегодня у меня выходной. Скучать, как обычно некогда. Отдаю приоритет немецкому языку. В выходные хочу заниматься им по 3–4 часа, потому что меня не удовлетворяют результаты. От зубов пройденный материал, к сожалению, не отскакивает. Причина – мало занимаюсь (самостоятельно) на неделе – только 1,5–2 часа вечером перед сном. Сказать, что совсем впустую месяц прошел, не могу, но результат должен быть не хорошим, а блестящим! Занимаюсь немецким языком с большим удовольствием. Два часа с репетитором пролетают как одно мгновение. Учить слова, повторять произношение, слушая обучающий диск, совсем не в тягость. Немецкий язык мне начал нравиться, хотя раньше казался очень грубым и некрасивым.
Целую, и не только животик! Твоя Лена.
* * *Сергей 28.02.09 22:40:16
Хорошенькая моя, здравствуй! Когда не можешь возразить по сути – соглашайся! Именно так я и поступил, прочитав твое письмо. Нашел в интернете "Центр современной литературы и книги" на наб. Макарова 10: там проходят презентации книг. Отправил письмо председателю правления Всемирного клуба петербуржцев, Орловой. Надо будет зайти в Союз писателей России по приезду и т. д. и т. п. Любопытно, как протекал процесс «торговли» насчет учебника?.. Немецкий язык мне начал нравиться, хотя раньше казался очень грубым и некрасивым… цитирую тебя, ибо то же самое могу сказать и про свои первые шаги; здесь – приятное совпадение, которое не хотел бы видеть в случайности. Мои поцелуи нежнее прежних, почему? (в силу взаимности). Твой Сергей
* * *Елена Пятковская 1.03.09 17:47:53
Сереженька, здравствуй!
Сообщаю, что главное здание Академии тыла и транспорта находится по адресу: наб. Макарова 8. Я работаю на Кадетской линии В. О., но главное здание иногда посещаю. Следовательно, могу получить информацию на предмет возможности проведения презентации в "Центре современной литературы и книги". Постараюсь это сделать в самое ближайшее время: во вторник или в пятницу.
Твою все возрастающую активность в направлении продвижения книг могу только приветствовать. Даже если на презентациях будет присутствовать "1,5 человека", как я иногда шутливо выражаюсь, сам факт ее проведения можно будет использовать для дальнейших шагов: например, в беседах с режиссерами, чиновниками и т. д.
Процесс «торговли» занял минуты две (не более) разговора по телефону: я предложила быть соавтором в обмен на техническую работу. Показателем области знания, в котором работает ученый – его публикации; а работы в области технологии и товароведения пищевых продуктов позволяют работать в вузах соответствующего профиля, что весьма актуально и выступать экспертом в этой отрасли знания (например, оппонирование диссертационных работ).