Читать книгу Мобильное приложение для бизнеса: что нужно знать заказчику (Рустам Мухамедьянов) онлайн бесплатно на Bookz (3-ая страница книги)
bannerbanner
Мобильное приложение для бизнеса: что нужно знать заказчику
Мобильное приложение для бизнеса: что нужно знать заказчикуПолная версия
Оценить:
Мобильное приложение для бизнеса: что нужно знать заказчику

5

Полная версия:

Мобильное приложение для бизнеса: что нужно знать заказчику

Глава 6. iOS или Android: какую платформу выбрать

Бывает, что заказчик не готов сразу начать разработку приложений для обеих платформ: у него нет денег, ресурсов или времени. Тогда он встает перед выбором: с чего начать, чтобы быстрее окупиться и продолжить работу над проектом? Вот четыре критерия, которые нужно учесть при выборе.

1. Где ваша целевая аудитория?

Android делает ставку на массы, поэтому имеет большой успех на развивающихся рынках, таких как Азия, Африка и Южная Америка. iOS ориентирована на премиум-пользователей и такие рынки, как Северная Америка и Западная Европа.

По данным Bloomberg, в России iOS пользуются 26 % людей, а Android – 73 %. Примерно такая же ситуация в Финляндии, Германии, Италии, Франции, Китае и Южной Корее.


Рустам Мухамедьянов, руководитель студии WINFOX:

«Не менее важно и то, кто ваша целевая аудитория. Когда мы разрабатывали приложение “Глобал Трак Сервис” для водителей грузовиков, то сделали упор на Android, потому что айфонов у водителей почти нет».

2. Как вы хотите зарабатывать?

Какую стратегию монетизации приложения вы выбрали? Встроенные покупки или реклама? Для покупок в приложении iOS приносит на 45 % больше дохода на пользователя, чем Android.


Покупательская способность пользователей Apple почти в пять раз выше, чем у пользователей Android.

3. Вы будете продавать товары в мобильном приложении?

По статистике, пользователи iOS чаще покупают со смартфонов. Это делает 23 % пользователей, тогда как на Android – всего 17 % пользователей.

4. Какое приложение дешевле сделать?

Обычно разработка приложения для Android стоит немного дороже, чем для iOS. Но все зависит от студии разработки, которую вы выбрали.

Рустам Мухамедьянов, руководитель студии WINFOX:

«У нас сделать приложение для iOS дешевле, потому что парк устройств меньше, дешевле тестировать. Однако iOS-разработчики примерно на 20 % дороже, чем специалисты по Android».

Коротко

Начинайте с Android, если хотите охватить как можно больше пользователей, планируете зарабатывать с помощью рекламы, не будете делать приложение для ретейла и готовы потратить на разработку немного больше.


Начинайте с iOS, если делаете ставку на пользователей с более высоким доходом и встроенные покупки, а также планируете продавать товары в мобильном интернет-магазине и хотите немного сэкономить на разработке.

Глава 7. Фрилансер, инхаус или студия: как выбрать исполнителя

От того, кому вы доверите разработку приложения, зависит стоимость проекта, время реализации и результат. Есть три варианта: найти фрилансера, сделать приложение внутри компании, то есть инхаус, или обратиться в студию мобильной разработки. Каждый подход имеет свои плюсы и минусы.

Фрилансер

Фрилансер – это человек, который не состоит в штате и работает с вами попроектно. Такого исполнителя можно найти на биржах труда и специальных интернет-ресурсах.

Плюс работы с фрилансером

• Экономия на расходах. Сделать приложение с фрилансером дешевле, чем со студией или собственными разработчиками.

Минусы работы с фрилансером

Отсутствие гарантий. Фрилансер может перестать выходить на связь, сорвать сроки, бросить все и уехать на Бали. Причин, по которым исполнитель может вас подвести и не доделать работу до конца, много.

Сложности при масштабировании. Когда вы нанимаете фрилансера, то получаете одного человека. Но вскоре вам может понадобиться больше людей, например дизайнеры и тестировщики. Всех исполнителей трудно связать вместе: они могут жить в разных часовых поясах или не иметь навыков работы в команде. Вам придется тратить много времени на обучение и координацию всех исполнителей.

Низкая культура кода. Культура кода – это негласный кодекс разработчиков. Если код написан грамотно, развивать и дорабатывать приложение может не только тот, кто его сделал, но и другой специалист. Фрилансера обычно не волнует, что будет с приложением дальше. Из-за этого фрилансеры нередко пишут плохой код, с которым заказчику сложно работать дальше.

Сложности при развитии. Внештатный разработчик завершает один проект и переходит к следующему. Это означает, что обычно он не берется за обслуживание или дальнейшее развитие приложения. Так что вам придется найти другого исполнителя, еще раз потратив время и деньги.

Когда лучше работать с фрилансером

Если нужно быстро и недорого проверить гипотезу или сделать небольшой проект, можно работать с фрилансером. Этот вариант также подойдет, если вы готовы тратить много времени на общение с подрядчиками и управление проектом.

Инхаус

Приложение можно делать своими силами – для этого нужно нанять разработчиков в штат.

Плюсы инхаус-разработки

Высокая мотивация. Разработчики, которые постоянно работают в компании, уделяют больше внимания потребностям бизнеса. Это значит, что они искренне заинтересованы в достижении лучших результатов и хотят приносить максимальную пользу.

Тесная коммуникация. Люди, которые сидят в одном офисе, могут вместе искать решения нетипичных задач, обсуждать работу и вовремя разрешать возникающие недоразумения. Это позволяет более продуктивно работать над проектом.

Минусы инхаус-разработки

Высокая стоимость. Это самый дорогой вариант из трех.

Сложность подбора сотрудников. Вы можете найти кандидата, который владеет всеми необходимыми навыками, но стоит слишком дорого. Или договориться с исполнителем о зарплате, но вскоре понять, что он не справляется с работой.

Необходимость в непрерывном потоке задач. Оформлять разработчиков в штат целесообразно, если вы уверены, что после релиза приложения для них по-прежнему будет работа. В противном случае вам придется платить сотрудникам даже тогда, когда им нечего делать.

Миграция разработчиков. Программисты часто меняют место работы. Это происходит потому, что спрос на талантливых исполнителей высок, а другие компании, как правило, предлагают более выгодные условия. В результате вы можете столкнуться с трудностями в работе и потерять время на поиск новых сотрудников.

Когда лучше делать приложение инхаус

Собрать отдел квалифицированных разработчиков внутри компании – вариант для большого бизнеса, который готов вкладывать в это сотни тысяч рублей каждый месяц. А еще инхаус-разработкой занимаются те, кто делает приложение, критично важное для бизнеса.

Студия разработки

Третий вариант – обратиться в студию мобильной разработки.

Плюсы работы со студией

Командная работа квалифицированных специалистов. WINFOX – продуктовая команда с большим опытом, которая выпустила на рынок много решений. Без больших затрат вы получите всю экспертизу, включая аналитику, дизайн, стратегию и тестирование.

Гарантии. Заключая договор с клиентом, студия обязуется исполнять обязательства по срокам, объему и качеству работ. А вы как заказчик можете это контролировать.

Рустам Мухамедьянов, руководитель студии WINFOX:

«Мы в WINFOX гарантируем, что все наши сотрудники обладают необходимыми навыками и знаниями, а программисты соблюдают единые стандарты. Благодаря этому любой разработчик может быстро разобраться, что происходит внутри приложения, и доработать его. То есть вы как заказчик не привязаны к одной студии и можете в будущем выбирать исполнителей исходя из задач и бюджета».

Простая коммуникация. Когда вы работаете со студией, то общаетесь с проектным менеджером. Он контролирует всю работу над проектом: следит за сроками, показывает промежуточные результаты, отслеживает оплаты и так далее. Проектный менеджер всегда на связи по телефону и в мессенджерах, готов выслушать ваши хотелки и претензии, перевести их на язык программистов и добиться от них, чтобы они все поправили. Общаться с менеджером легче и удобнее: он отвечает за работу команды, а вы ставите задачи и принимаете результат.

Развитие и поддержка. Любая студия хочет работать с заказчиком долго, развивая проект, в который ее сотрудники вложили силы и душу. Так и мы в WINFOX заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с каждым клиентом. Поэтому всегда подскажем, как можно улучшить приложение, предложим оптимальное решение и сделаем всю работу с кодом и дизайном.

Минус-плюс работы со студией

Делать приложение в студии дешевле, чем с разработчиками в штате, и дороже, чем с фрилансером. Но за эти деньги вы избегаете главных недостатков обоих вариантов и обретаете их преимущества. В результате вы не тратите время на управление проектом и вовремя получаете качественный рабочий продукт, который стоит своих денег.

Вы занимаетесь бизнесом, а мы – вашим продуктом.

Когда лучше обратиться в студию

Если у вас масштабный и сложный проект со множеством этапов или проект, от которого напрямую зависит успех вашего бизнеса, проще и выгоднее обратиться в студию разработки.

Глава 8. Водопад или аджайл: что вам подходит

Водопад и аджайл – две модели управления проектами, которые используются при разработке приложений и других сервисов. То есть это способ организации работы над проектом, который определяет взаимодействие заказчика с командой разработчиков и работу самой команды. От выбора подхода напрямую зависит, уложитесь ли вы в сроки и получите ли то, что планировали.

Водопад – традиционный подход. Аджайл – более новый. Выбор зависит от специфики проекта и особенностей работы команды.

Водопад

Водопад – это линейный подход к разработке. Он основан на строгом планировании и выполнении плана шаг за шагом.


Если мы работаем по водопаду, то сначала составляем техническое задание, потом делаем прототипы, после рисуем дизайн и так далее. То есть переходим к следующему этапу только после того, как закончили с предыдущим.


Плюсы водопада:

• во время работы над каждым этапом вы понимаете и контролируете весь процесс в целом – проектом проще управлять;

• подходит для проектов, у которых все требования понятны на старте;

• все процессы и результаты задокументированы – можно легко отслеживать затраченное время и вложенные деньги;

• легче перестроиться при смене команды разработчиков.


Минусы водопада:

• вся работа над проектом строится на основе технического задания, которое было составлено в самом начале и не учитывает новые пожелания заказчика;

• нельзя протестировать и доработать отдельные решения – тестирование начинается только после того, как продукт готов;

• вносить исправления можно только в конце проекта – это дороже, чем при аджайле.

Водопад больше подходит подходит для проектов со сроком разработки до шести месяцев, так как в более масштабных проектах трудно учесть все детали.

Аджайл

При этом подходе разработка и тестирование происходят параллельно. Разработчики, тестировщики, менеджер проекта и заказчик больше общаются, обсуждают новые идеи и воплощают их в жизнь.


Плюсы аджайла:

• заказчик – важный участник рабочего процесса. Он активно участвует в работе над приложением на каждом этапе;

• рабочий продукт – главный показатель успешной работы;

• команды, которые работают по аджайлу, лучше самоорганизованы и мотивированы. Это положительно влияет на результат;

• благодаря тому, что изменения вносятся по ходу работы, меньше вероятность на выходе получить нерабочий продукт.


Минусы аджайла:

• вы должны быть готовы часто встречаться с командой, обсуждать проект и быстро принимать важные решения;

• сложнее соблюдать сроки, так как объем работ постоянно меняется;

• можно легко сбиться с пути, если менеджер проекта не совсем четко понимает, какой результат ждет заказчик.


Аджайл больше подходит для стартапов, которые хотят быстро получить рабочее приложение, квалифицированных заказчиков и крупных амбициозных проектов. Оплата в этом случае бывает почасовая или по спринтам – это когда мы определяем объем работ на две недели или месяц и оцениваем его. Стоимость проекта к концу может немного увеличиться.

Коротко

Основное отличие водопада от аджайла – форма оплаты.


Водопад – модель с фиксированной стоимостью, которая определяется в самом начале на основе технического задания. Заказчик и разработчики договорились обо всем на берегу, и изменения по ходу проекта не вносятся. Подходит для проектов со сроком разработки до шести месяцев.


Аджайл предполагает оплату частями, а итоговую стоимость проекта нельзя определить заранее. Подходит для проектов с большой степенью неопределенности, когда трудно составить техническое задание и требуется гибкость, а также для квалифицированных заказчиков и крупных амбициозных проектов.

Глава 9. Как продвигать приложение после запуска

Чтобы о новом приложении узнало как можно больше пользователей, надо заняться продвижением. Некоторые инструменты не требуют больших вложений и доступны почти бесплатно. Для других нужен рекламный бюджет.

Бесплатные и недорогие инструменты

Баннер на сайте

Первое, что вы можете сделать – это повесить баннер на мобильной версии сайта. Так пользователи узнают о приложении и смогут его установить.

Раздаточные материалы

Разместите QR-код, который ведет на страницу приложения в App Store и Google Play, на пакетах или коробках, в которых доставляете заказы, тейбл-тентах, флаерах и кассовых чеках.

Оформление кассовых зон

Если у вас офлайн-бизнес, каждый клиент проходит через кассу – место, где сконцентрирована целевая аудитория приложения. Придумайте, как ее вовлечь. Можно повесить яркий рекламный плакат или предлагать клиентам устанавливать приложение взамен на скидку или бонус.

Продвижение в своих социальных сетях

Если у компании есть страницы в Фейсбуке, Инстаграме, во «ВКонтакте» или на других площадках, рассказывайте о новом приложении в постах.

Email-маркетинг

Если у вас уже есть база пользователей, которым может быть интересен новый сервис, надо поддерживать с ними коммуникацию и вовлекать в бренд. Запустите еженедельную рассылку, чтобы рассказывать о полезных функциях приложения и специальных акциях для подписчиков.


Если такой базы пока нет, ее надо собирать. Это можно делать через форму обратной связи на сайте, всплывающие окна с предложением оставить почту в обмен на промокод или с помощью публикаций на других площадках.

Контент-маркетинг

Рассказывать о новом приложении можно на своем сайте, специализированных площадках вроде vc.ru и habr.com, в СМИ. Способов много: статьи, видео, подкасты.


Контент-маркетинг – инструмент, который не дает мгновенного эффекта. Но если вы составите грамотную контентную стратегию и план выхода публикаций, будете генерировать полезный контент и сможете максимально охватить целевую аудиторию, через некоторое время ощутите эффект.

Инструменты с большим рекламным бюджетом

Медийная и контекстная реклама

Медийная реклама – это продвижение с помощью баннеров: пользователь видит привлекательный баннер, кликает по нему и переходит на страницу в сторе, где может скачать приложение. Контекстная реклама – это то же самое, только вместо баннера отображается текстовое сообщение с изображением или видео.

Медийная реклама привлекает внимание к приложению тех, кто о нем еще не знает. Контекстная реклама устанавливает связь с пользователями, которые имеют представление о сервисе, и ведет к прямым продажам.

Такие рекламные кампании можно настроить в Яндекс. Директ и Google Ads.


Google Ads позволяет показывать рекламу в Google Поиске, Google Play, на YouTube и других ресурсах. Рекламная кампания оптимизируется автоматически, чтобы охватить больше пользователей, заинтересованных в приложениях, похожих на ваше. Продвигать приложение во всех сервисах Google можно с помощью одной кампании.


Яндекс. Директ позволяет показывать рекламные объявления на поиске, площадках, которые входят в Рекламную сеть Яндекса, и на мобильных устройствах, с которыми совместимо приложение.

Продвижение в социальных сетях

Таргетированная реклама. Таргетированная реклама – это объявления и публикации, которые пользователь видит в ленте, приложении, на страницах сайта в десктопной и мобильной версиях. В каждой социальной сети есть специальный формат для рекламы приложений.


Такая реклама особенно эффективна, потому что вы можете делать ее максимально персонализированной и показывать только узким сегментам целевой аудитории. Например, можно настроить рекламу на сотрудников определенной компании, тех, кто недавно вернулся из путешествия, представителей конкретной профессии или поколения X.


Посев. Посев – это публикация постов о приложении в тематических сообществах.


Посев во «ВКонтакте» удобно делать через официальный инструмент – маркет-платформу. На ней можно выбрать подходящие сообщества по тематике, местоположению, количеству участников, а после назначить дату выхода и время публикации. Все расчеты с сообществами происходят через платформу: вы платите только за те публикации, которые вышли.


Для посева в Фейсбуке и Инстаграме официального инструмента нет. Можно использовать альтернативные биржи вроде Sociate или договариваться с администраторами сообществ напрямую.


Блогеры. Публикации у блогеров – примерно то же самое, что и посев. Только о вашем приложении пишут не сообщества, а лидеры мнений. Инструменты вроде GetBlogger и Epicstars помогут подобрать блогеров по вашей тематике.

Коротко

Продвигать приложение можно как с минимальными затратами, так и с большим рекламным бюджетом.


Если у вас пока не очень много денег на рекламу, сконцентрируйтесь на том, что можете сделать своими силами. Повесьте баннер на сайте, напечатайте полиграфию, оформите кассовые зоны, активно ведите свои социальные сети, пишите статьи для блога и профильных ресурсов, снимайте видео, делайте email-рассылку.


Если вы готовы выделять на продвижение десятки или сотни тысяч рублей в месяц, запустите контекстную и медийную рекламу, настройте таргетированную рекламу в социальных сетях, привлекайте блогеров и делайте посевы.

Глава 10. Как измерить эффективность: ключевые показатели

Есть множество показателей, которые вы можете измерить с помощью Firebase Analytics от Google, AppMetrica от Яндекса и других профильных инструментов. Но мы рекомендуем сконцентрироваться на главных. Это позволит сходу понять, насколько эффективен маркетинг, как работает приложение и надо ли его срочно дорабатывать.

Количество установок

Посмотреть количество скачиваний можно без специальных сервисов – эти данные доступны в сторах. Но этот показатель не дает полной картины относительно популярности и полезности приложения, поэтому не стоит принимать принципиальные решения, основываясь только на нем. Если сто тысяч человек каждый месяц скачивают ваше приложение, но даже сто из них не совершают покупку, какая от этого польза?


Совет. Рекомендуем отслеживать, из каких источников приходят пользователи, чтобы загрузить приложение. Это позволит определить наиболее эффективные каналы и правильно перераспределить маркетинговый бюджет.

Количество активных пользователей в день (DAU) и количество активных пользователей в месяц (MAU)

Одни из самых важных показателей для измерения вовлеченности пользователей в быстрорастущих B2C-компаниях. Если вы все делаете правильно, обе метрики планомерно растут.


По данным AppsFlyer, около 28 % приложений удаляются в течение первых 30 дней. Нет никакой гарантии, что, если человек установил приложение, он будет его использовать.

Стоимость за установку (CPI) и стоимость привлечения клиента (CAC)

Эти метрики показывают, сколько денег вы потратили на одну установку приложения и одного нового пользователя.


Как рассчитать. Общая стоимость маркетинговой кампании / Количество установок или количество новых пользователей


Пример. За месяц вы потратили 1 000 000 рублей на маркетинг и получили 10 000 новых установок приложения. Ваш CPI равен 100 рублей.


Совет. При оценке затрат на создание и обслуживание приложения важно выбрать правильный период – он зависит от специфики бизнеса. Для развлекательного приложения эти показатели можно проверять каждый день, для приложения по доставке еды – раз в неделю, для приложения e-commerce – раз в месяц или квартал, а для медицинского центра – раз в год.

Пожизненная ценность клиента (CLTV)

Метрика показывает, какую ценность новые пользователи будут приносить до того момента, пока они не станут вашими клиентами, то есть совершат покупку.


Если вы тратите на привлечение пользователей больше денег, чем они вам приносят, это тревожный знак.


Как рассчитать. Среднее значение конверсии * Среднее количество конверсий за период * Среднее время жизни клиента


Пример. Пользователь тратит в среднем 500 рублей на ваше приложение. Он совершает 3 покупки в год и остается с вашей компанией в среднем 2 года. Тогда CLTV составит 500 * 3 * 2 = 3000 рублей.

Коэффициент удержания (Retention Rate)

Этот показатель позволяет понять, насколько приложение полезно для пользователей. Метрика показывает, сколько человек открывают приложение после установки хотя бы один раз в течение определенного периода.


Совет. Рекомендуем уделять больше внимания коэффициенту удержания, а не стоимости привлечения клиента. Вы всегда можете улучшить показатель удержания своими силами, запустив акции и настроив пуш-уведомления, без дополнительных затрат на маркетинг и рекламу.


Как рассчитать. (Количество пользователей на конец периода – количество новых пользователей за период) / Количество пользователей на начало периода * 100


Пример. В начале месяца приложением пользовалось 200 человек. За месяц вы потеряли 20 клиентов, но привлекли 40 новых. На конец месяца у вас было 220 клиентов. Retention Rate составит (220–40)/200*100=90. То есть ваш уровень удержания клиентов составляет 90 %.

Скорость оттока (Churn Rate)

Показатель оттока обратно пропорционален коэффициенту удержания. Он помогает понять, как быстро пользователи удаляют приложение, отменяют подписку, отказываются от платных опций.

Главная сложность при анализе показателей оттока в том, чтобы понять, почему пользователи уходят. Причин множество: от сложного интерфейса и отсутствия нового контента до слишком большого количества багов и конкурентов. Чем раньше вы установите причину и исправите ее, тем меньше денег потеряете.

Как рассчитать. 1 – коэффициент удержания

Средняя длительность сеанса (Average Session Length)

Метрика показывает, сколько времени в среднем пользователь проводит в приложении. Благодаря этому показателю вы поймете, насколько ценный и полезный контент даете своим клиентам.

Для некоторых приложений, например для Netflix, средняя длительность сеанса должна быть как можно выше. Это значит, что человек смотрит видео онлайн и пользуется рекомендациями. А для приложений вроде Uber показатель должен быть как можно ниже. Если он высок, это значит, что пользователь не может быстро вызвать такси – так быть не должно.

Как рассчитать. Общая продолжительность всех сессий (в секундах) за период / Общее количество сессий за период

bannerbanner