banner banner banner

Встречи с Неведомым на изведанных дорогах. Рассказы туристов

скачать книгу бесплатно

Владимир Плетников

Неведомое, мистическое, аномальное; НЛО, телепортация и пр. феномены уже давно стали привычным содержанием нашего сознания. Сейчас все меньше можно отрицать эти явления на основании того, что они невозможны в принципе. Мир слишком велик для того, чтобы это было невозможно. Верить или не верить в них – личное дело каждого. А встречи с такими явлениями могут происходить не обязательно в глухой тайге или высоких горах. Автор сборника,– сам турист, – знакомит читателей с рассказами других туристов о встречах с Неведомым на обычных исхоженных туристских тропах и в быту. Многие из них драматичны, а некоторые – трагичны.

От автора

Уважаемые читатели!

Предлагаемый вашему вниманию сборник состоит из рассказов и историй, которые мне довелось услышать из уст разных людей: чаще всего – туристов, иногда – геологов и других людей, которые, по их словам, встречались с чем-то таинственным, загадочным, мистическим. Я увлекаюсь туризмом, хожу в горы, в тайгу, сплавляюсь по рекам. Там, при встрече на стоянках с другими туристами, я и слышал от них эти истории.

Но тогда я их просто слушал и запоминал. Они казались мне интересными, необычными, и если и придуманными, то не плохо придуманными.

Идея записать эти истории и оформить их в некое подобие сборника пришла мне после того, как я прочитал книги Александра Бушкова «НКВД. Война с Неведомым» и Андрея Буровского «Сибирская жуть». Вот я и подумал: «А вдруг и услышанные мной истории будут кому-то интересны?».

В отличие от А. Бушкова, среди моих рассказчиков не было ни одного человека ни из НКВД, ни бывшего фронтовика, так что рассказы о необычных явлениях на войне или на оперативной работе мне не знакомы. Не встречались мне рассказы и о том, о чем писал А. Буровский в «Сибирской жути»: среди услышанных мной историй не было ни одной, – ну, или почти ни одной, – про встречи с живыми покойниками, колдунами, ведьмами, оборотнями, лешими и прочей «немытой» силой.

То, что я слышал, вообще сложно определить как мистическое, «колдунское» и т.п. Наиболее подходящими термином мне представляется «аномальное». Но по причине привычности и удобства я все-таки оставил определение «мистическое». А если это все-таки выдумки, то выдумки необычные, интересные, оригинальные.

У меня не было каких-то особых критериев, по которым я отбирал истории, так как вообще было мало, из чего выбирать. Почти все истории, которые я слышал, я включил в этот сборник. Исключение составили только явно туристские байки, которые передаются из поколения в поколение туристов, да еще истории, которые были явно придуманы, и отличались совсем уж убогой фантазией авторов-сочинителей, – например, что обычные волки летом (!) стаей (!) окружили охотничью избушку с кучей людей с целью съесть их! И что у этих волков в темноте светились красным (!) глаза.

Естественно, встает вопрос: насколько истинны эти истории? Насколько правдиво то, что в них рассказывается? Или это просто все выдумки рассказчиков?

Вопрос очень сложен. Точнее, сложен ответ. Что касается моей личной позиции, то я скажу, что НЕ верю в реальность событий, рассказанных в этих историях. Но, НЕ веря в них, я НЕ ОТРИЦАЮ ВОЗМОЖНОСТЬ того, что они происходили. Опять же, иметь возможность происходить и непосредственно происходить – тоже вещи разные. Поэтому, я придерживаюсь агностицизма отца Брауна из рассказов К.Г. Честертона, и не говорю ни «да», ни «нет».

В тоже время, я слышал истории, которые преподносились как реалистические – в том смысле, что в их содержании совершенно отсутствовал какой-то Неведомый, мистический элемент. Ну, например, та же самая история о волках, окруживших охотничью избушку. Вот в реальность именно таких историй я не верю. То есть, я вообще отрицаю их правдивость. Мне проще допустить существование чего-то мистического, чем поверить в такие вот якобы реальные истории. Лучше меня эту вещь объяснил мой любимый Г.К. Честертон словами отца Брауна: «Мои сомнения касаются не сверхъестественного, а естественного. Я полностью согласен с человеком, который сказал: «Я могу поверить в невозможное, но не в невероятное».

– Это и есть то, что вы называете парадоксом?

– Это то, что я называю здравым смыслом, – ответил священник.

– Гораздо естественнее поверить в то, что за пределами нашего разума, чем в то, что не переходит этих пределов, а просто противоречит ему.

Если вы скажете мне, что великого Гладстона в его смертный час преследовал призрак Парнела, я предпочту быть агностиком и не скажу ни да, ни нет.

Но если вы будете уверять меня, что Гладстон на приеме у королевы Виктории не снял шляпу, похлопал королеву по спине и предложил ей сигару, я буду решительно возражать. Я не скажу, что это невозможно; я скажу, что это невероятно. Я уверен в том, что этого не было, тверже, чем в том, что не было призрака, ибо здесь нарушены законы того мира, который я понимаю. Так и с легендой о проклятии. Я сомневаюсь не в сверхъестественном, а в самой этой истории».

Вот я и сомневаюсь, что обычные земные волки собираются стаей летом (!) и окружают избушку с кучей людей. Да еще имеют красные глаза. Автору этой истории было бы неплохо что-нибудь почитать о повадках обычных земных уральских волков, прежде чем городить такой бред.

Тем не менее, для одной такой вымышленной истории (почему я уверен, что она вымышленная, я объясню в комментарии к ней) я сделал исключение и включил ее в сборник. Рассказ называется «Преступление в тайге». Я совершенно не верю в его истинность, но на фоне всех остальных историй подобного рода, он мне показался интересным и оригинальным. Если бы не одна тонкость, я мог бы допустить реальное существование событий, о которых в нем рассказано.

Мой личный интерес ко всем этим историям связан с тем, что я сам ходил и хожу в походы. И меня очень «цепляет», что рассказанные события происходили (если происходили) не где-то в самых глухих и заповедных местах – «страшных муромских лесах» – а на обычных туристских тропах и маршрутах.

Ведь мы, туристы, по большей части ограничены в своих походах, хотя и можем забраться очень далеко. Мы ограничены самим маршрутом, тропами, по которым идем. У нас есть цель, выбранная заранее. Чаще всего, это уже давным-давно исхоженные популярные туристские «мекки», к которым ведут давным-давно проложенные тропы, на которых расположены давным-давно созданные стоянки.

И вот по этим тропам, часто размеченным, мы упрямо и идем к своей цели. Дошли, постояли, посмотрели, денек или несколько пожили – и обратно. Часто просто не хватает времени по окрестностям подольше побродить.

Соответственно, мы не забираемся так далеко в тайгу, в горы, как это делают профессиональные исследователи, геологи, охотники, которые могут забраться в такую глушь, по сравнению с которой даже Дальний Космос покажется ближним.

Именно потому и представляют для меня интерес эти истории. И меня берет досада и легкая зависть, что сам я не встречался (почти) на этих тропах ни с чем Неведомым. Вдвойне досадней, что некоторые события происходили в тех местах, где я бывал! И ни разу (почти) я ничего «такого» там не встречал – «обидно, понимаешь…».

При работе над сборником я, естественно, перерабатывал стили рассказчиков. Не всегда оригинальный авторский текст был литературным; часто с различными терминами, диалектами, и …, ну, думаю, понятно, чем сопровождались многие фразы. К тому же, в силу того, что многие рассказы было услышаны мной давно, я и не смог бы воспроизвести их в авторском варианте, хотя иногда в тексте я и употребляю характерные слова или стиль рассказчика. Рассказы в большинстве случаев я веду от первого лица. Мои собственные авторские комментарии к некоторым рассказам даны курсивом.

Географические места, где происходили описываемые события, даны только ориентировочно, без четких конкретных указаний.  Так, это просто или Средний Урал, или горная речка Урала, или Западня Сибирь и т.п. Хотя я подозреваю, что  туристы, хорошо знающие маршруты, могут и опознать по некоторым описаниям конкретные места.

Имена людей не изменены, фамилии  не даны.

Сборник разделен на две части. В первую часть вошли рассказы туристов и геологов о тех странных и необычайных явлениях,  с которыми они встречались во время своих походов. Во второй части – рассказы о необычных явлениях, которые происходили, так сказать, в быту.

С уважением, автор.

Встречи с Неведомым в дикой природе

Черный альпинист или Лунный человек

Рассказ начну с предыстории. Именно события тех лет, как мне сейчас кажется, имели какую-то странную, непонятную, но, тем не менее, реальную связь или причину.

Когда-то, еще подростком, я прочитал рассказ – то ли Уэллса, то ли Стивенсона – о Лунном человеке. Он произвел на меня почему-то жуткое и какое-то загадочное впечатление. Чем-то зацепил. Может быть, тем, что полнолуние нагнетает на меня очень тяжелое уныние. На душе становиться неприятно, тоскливо, мрачно.   И после прочтения этого рассказа, я каждое полнолуние вспоминал этого Лунного человека. И до сих пор он преследует меня.

…Шел 1995-й год. Я тогда первый раз поехал в горы. Приехали мы в одно из красивейших мест Южного Урала.

Нам – новичкам – все было интересно. С жадным интересом слушали мы рассказы опытных спортсменов-скалолазов из их спортивной жизни; анекдоты, байки и легенды об альпинизме и альпинистах, которые рассказывал у костра за чашкой чая руководитель группы, – опытный альпинист и скалолаз. И вот однажды вечером, когда уже стемнело, но еще можно было разглядеть горные хребты, руководитель группы начал рассказывать легенду о Черном альпинисте. Суть ее в том, что было два друга-альпиниста, и один из них погиб в горах. С тех пор его дух бродит по всем горам, приходит в лагеря к альпинистам, надеясь встретить среди них своего друга.

И вот, когда рассказчик сказал, что, согласно легенде, Черный альпинист выглядит, как черная тень, бродящая по скалам, по отдаленному гребню скал пробежала черная тень.

Конечно, это был кто-то из скалолазов, который по какой-то причине оказался там. Может быть, пошел к другой группе, может, просто захотел побродить в темноте по скалам. «Вот! – сказали мы. – Черный альпинист». Дружно посмеялись, так как шутка была удачной, – как раз в тему. Посмеялись и забыли.

Наступил 2003 год. Я уже сам стал достаточно опытным туристом, не раз ездил на скалы, и обзавелся рассказами и байками из собственного туристского опыта.

Летом решил снова съездить в то место, с которого начались мои походы. Со мной пошла только одна знакомая девушка, которая мечтала побывать на скалах.

И вот мы снова в этих горах. Я вожу ее по скалам;  на озеро, которое находиться километрах в двух от скального массива; рассказываю, естественно, разные истории.

А на скалах в то время тренировалась только одна группа скалолазов, которые уехали через два дня после нашего прибытия. Они уехали, и мы остались с ней вдвоем на весь скальный массив. Только по берегам озера, да и то по большей части на противоположном берегу, стояли лагеря местных туристов-однодневок, которые приезжают на выходные отдохнуть и искупаться в озере.

Шла вторая ночь нашего одиночного пребывания на скалах. Никого. Благодать. Впечатление, что все скалы принадлежат тебе. Этой ночью мы долго не спали, сидели около костра, пили чай и разговаривали.

Стояла полная Луна. Я поделился с компаньонкой, что всегда чувствую себя мрачно при полнолунии. Оказалось, что и она себя в полнолуние чувствует не лучшим образом.

Но на скалах в полнолуние очень красиво. Мягкий лунный свет серебром заливает все скалы, создает нечеткие очертания, стирает грани. Полная Луна отражается в озере. В водяной ряби переливается лунная дорожка, в которую хочется не то нырнуть, не то побежать по ней. Здесь мы впервые увидели лунную радугу, и даже не одну, а две. Это великолепное зрелище, которое гораздо красивее, чем радуга солнечная.

Однако красота красотой, а на душе муторно – полнолуние действует. Видимо, поэтому я решил рассказать подруге легенду о Черном альпинисте. Рассказал саму легенду, а потом и то, как мы первый раз ее услышали, и как при этом по скалам пробежал человек. «Такое вот прикольное совпадение…» – хотел закончить я рассказ, но слова застыли у меня на губах…

По гребню соседнего хребта двигалась черная тень… «Фу, черт!» – подумал я. – Какое, однако, опять совпадение – «Черный альпинист». Кто-то идет к нам на огонек…. Однако, стоп!.. Кто может идти?! Ведь мы уже вторую ночь одни на скалах. Поезда в это время не проходят, шума машины мы не слышали, так что это не скалолазы, приехавшие на тренировки. Может, кто-нибудь местный, из деревни? Это в два-то часа ночи? Странно, что ему здесь делать в это время? Может, кто-то поднялся с озера?» – бывали любители среди ночи идти на скалы с озера через лес.

Все эти мысли в секунду пронеслись в голове, но что-то странное было в этой фигуре, что разом отметало все мои объяснения. И только через какое-то время я понял, что было в этой фигуре странного. Она была какая-то неправильная. По закону перспективы, каких размеров должен быть человек, находящийся в двухстах метрах от наблюдателя? А размер этой фигуры превышал, – намного превышал,– размеры самого большого человека. И она очень странно двигалась. Казалось, что ее не заботят законы притяжения. Человек прыгает со скалы на скалу, бежит, останавливается, а эта фигура просто легко парила над поверхностью скал, описывая их контур невидимой линией. Кто видел фильм «Всадник без головы», тот кадр, где этого всадника впервые показали, как он выезжал из тумана и устремлялся вверх, тот примерно может понять, как двигалась эта фигура.

Дойдя до края скалы, фигура остановилась. Волосы зашевелились у меня на голове – мне показалось, что она повернула то место, которое у людей называется головой, в нашу сторону и посмотрела на нас. Я не забуду этого ощущения. Если, как говорят, существует ужас космического холода, то это был он.

Вдруг поверхность фигуры осветилась каким-то легким, серебристо-серым, холодным светом. Он окружал фигуру аурой, но при этом никак не переливался. Простояв так какое-то время, «Этот» – не знаю, как можно его еще назвать, хотя сейчас и думаю, что знаю, кто это был, –  повернулся в сторону Луны и «шагнул» с края скалы. Вот это уж было совсем…

Я не могу подобрать слова, чтобы описать то чувство, которое овладело мной… Он не упал – он завис в воздухе. Потом его аура сконцентрировалась в районе, где у нас находится живот, в яркую точку, а через секунду  преобразовалась в широкий луч, уходящий в небо  по направлению к  лунной радуге. Казалось, что они слились и стали одной дорожкой из лунного света. И он пошел по этой дорожке, постепенно тая в ночном небе.

На этом все и закончилось.

Больше ни с чем таинственным, необычным я не встречался, хотя много где еще был, в том числе и в более глухих местах, чем то, о котором сейчас рассказал.

*******

Место, о котором в рассказе идет речь, мне знакомо. Рассказчик назвал его, а сам я несколько раз там бывал. Место очень красивое, жизнеутверждающее. Там нет ничего, что хоть как-то напоминало бы какие-нибудь «зоны», и я ни разу не встречался там хотя бы даже с намеком на нечто таинственное.

Однако некоторые из  туристов  и скалолазов  из разных мест нашей Родины,  с которыми я там встречался, независимо друг от друга рассказывали, что этот массив – «место силы», и иногда бывают ночи, когда им там бывало неспокойно, настроение какое-то подавленное, мрачное, тревожное. Как будто ощущается чье-то присутствие, но ничего конкретного не обнаруживается. И кроме этого случая, никто ничего более подробного и конкретного   мне не рассказывал.

А рассказ, который в детстве прочитал мой собеседник, – это, похоже, «Лунный бассейн» («Лунная заводь») А. Мэрриэта. Я тоже в детстве читал его, и на меня он тоже произвел похожее впечатление.

Поляна-аномалия

Это было в горах Восточной Сибири. Меня давно интересовал этот край, и, – выбравшись в отпуск, – я решил сходить туда в турпоход. Нашел подходящий маршрут, соответствующий уровню своей не ахти какой подготовки, сколотил группу единомышленников, и мы отправились.

Согласно плану, нас ждал четырехдневный переход с отдыхом и ночевками на стоянках. В общем, ничего сложного.

Первый день пути прошел в удивлениях и восторгах – «природы там красивые».

И вот первая стоянка. Примитивно оборудованная, но удобная. Дрова  и вода недалеко. Решили здесь и переночевать. Поставили лагерь, развели костер, и за ужином и затянувшимся чаепитием стали делиться впечатлениями. Хотя мы сами прибыли из Западной Сибири, где тоже есть огромная тайга, но видимо, новизна этого края, горы, а также сознание того, что мы, как туристы, впервые так далеко забрались от дома, наполняло нас восторгом.

От впечатлений мы перешли и к другим рассказам, и я сказал, что теперь понимаю, почему действия романов Александра Бушкова часто разворачиваются в тайге Восточной Сибири. Мои спутники попросили рассказать об этом, так как современной литературой интересовались мало – они были специалистами в физико-математических науках. Мы говорили, что, наверное, где-то есть и Йети, и Золотая баба, и клады адмирала Колчака и Чингисхана. Ну, дальше – больше. Вспомнили и Атлантиду, и космических пришельцев, и Шамбалу. Мои друзья-физики воспринимали это, как и я, – только как интересные легенды, хотя прямо никто не отрицал возможности существования этих феноменов. Физики же размышляли о пространственно-временном континууме, об искривлении времени и пространства, об аномальных геологических зонах и пр. Конечно, им это было интереснее, чем древние легенды.

Все утро мы проспали, и пошли дальше во второй половине дня. К следующей стоянке подошли уже к вечеру, когда стало темнеть.

Эта стоянка располагалась несколько в стороне от маршрутной тропы. Это была полянка в леске,  к которой от основной тропы, по которой мы шли, вела маленькая тропка. Сама стоянка была двойной. В нескольких шагах от тропы был небольшой участок, где можно было поставить палатку и развести костер, а от этого участка тропинка через заросли кустарника и молодых деревьев выводила на большую поляну, где могли бы расположиться несколько больших палаток. Если бы не тропинка, то этой поляны из-за зарослей совсем было бы не видно.

Мы решили расположиться на обеих полянах. Костер разложили на маленькой полянке – ближней к дороге, а палатки поставили на второй, потому что их было три, и все они на маленькую площадку не влезли бы.

Эта вторая поляна отличалась от первой. Она была какой-то мрачной. Как будто невидимая, но, – в то же время, – мутная, пелена окружает тебя со всех сторон. Не знаю, как эту поляну восприняли мои спутники – мы были озабочены разбивкой лагеря и приготовлением ужина, а потому не делились своими впечатлениями.

Однако нам пришлось поделиться ими на следующее утро. Как оказалось, каждый из нас спал беспокойно. Снились тяжелые неприятные сны; во время частых пробуждений слышались странные звуки, доносившиеся из леса.

Пытаясь найти объяснение этому, мы заметили, что палатки мы поставили на уклон, и, не разобравшись, уснули так, что ноги были выше головы. Лица были опухшие, и мы уже было удовлетворились таким объяснением, но тут одна из «палаток» заявила», что они-то спали на ровном месте, и лица у них совсем не опухшие,   но спали они тоже беспокойно. Нас это слегка смутило, но ненадолго.

На глаза нам попалась сосна, на которой была прибита дощечка, которую мы вчера в темноте не заметили. «Поляна-аномалия» – гласила надпись на табличке. В чем заключалась эта аномалия? Физики, недолго думая, достали компас. Стрелка компаса завертелась и не смогла остановиться, определив направление сторон света.

–Ну, все понятно, – сказали физики с видом экспертов.  Это как раз геологическая аномалия, о которой вчера говорили. Надо посмотреть специальную литературу, может быть, недалеко проходит какая-нибудь жила, например, магнитный железняк, он и сводит компас с ума.

«Ну ладно, – подумал я. Раз физики говорят, то так оно и есть. Им виднее. Я-то вообще в этом ничего не понимаю».

Дальнейший наш путь прошел без приключений, и мы спокойно дошли до пункта назначения. Из этого пункта можно было выбираться в цивилизацию – населенный пункт, а уже оттуда ехать домой. Но у нас было в запасе еще два дня, и не хотелось их провести в городе. Когда еще выберемся за Енисей? «Ну что, – подумали мы, – а не сходить ли нам обратно на поляну-аномалию? Может быть, еще что-нибудь обнаружим, кроме сумасшедшего компаса»? Посовещались и решили: «Сходим».

И вот мы идем обратно на поляну. Естественно, теперь с другого конца. Вот, наконец, и тропинка, которая ведет с основной тропы маршрута на поляны-стоянки. Еще несколько шагов – и мы на «Поляне-аномалии». Мы делаем несколько шагов, потом еще несколько – а поляны нет. Может быть, мы забыли расстояние  и она дальше?  Идем дальше. Поляны нет. Есть просто лес, по лесу идет тропинка, знакомая нам. По этой тропинке три дня назад мы пришли на поляну, а сейчас этой поляны нет. Пройдя по тропинке, мы  снова вышли на маршрутную тропу, к маленькой стоянке, на которой три дня назад разводили костер. Костровище есть, угли костра есть, даже «наши» дрова лежат. Здесь все нормально.

Мы развернулись и снова пошли по тропинке к большой поляне – но ее не было. Еще раз вернулись – результат тот же. И тогда нам страшно захотелось, что бы еще какие-нибудь туристы попались нам здесь, – именно здесь, – навстречу,  и мы могли бы спросить у них об этой поляне. Но никого не было. Физики молчали. Они не могли дать объяснения этому. Мои же собственные объяснения склонялись в область легенд, но легенда – это не объяснение.

Но ведь кто-то и почему-то назвал эту поляну аномалией? Вероятно, этот «кто-то» так же, как и мы, вышел на эту поляну и обнаружил эту ее особенность. И видимо, как-то он нашел ее снова, так как прибил дощечку с этой самой надписью. Но кто он и как его найти? А может быть, эта надпись касалась только поведения компаса? Если будет возможность, то снова поеду туда, посмотрю, как будет на этот раз.

*******

Через некоторое время после этой услышанной мной истории, мне рассказали нечто похожее туристы из нашего городского туристского клуба. Они несколько раз посещали одну гору  Среднего Урала, и там с ними якобы происходили разные таинственные явления, в том числе и случай, похожий на только что рассказанный.  Дальше идет рассказ участницы одного похода туда.

Гора-невидимка

В конце января 2003 г. мы решили сходить на одну из гор Среднего Урала. Мы бывали там летом, бывали и зимой, и маршрут был знаком.

До деревни, откуда начинается тропа на гору, мы добрались без всяких приключений. Пристегнув лыжи и взвалив на плечи рюкзаки, двинулись по направлению к горе. Лыжи скользили легко и  свободно, погода стояла хорошая, и это обещало, что путь наш пройдет быстро и незаметно, и мы очень быстро придем к лагерю у подножия горы.

Вот показались ориентиры, говорящие, что скоро должна показаться вершина. Еще совсем немного…

Но вот пройден последний ориентир, а вершины почему-то нет. Может, мы ошиблись в ориентирах? Ведь мы здесь были последний раз три года назад, могли что-нибудь и забыть. Идем дальше. По всему, – по приметам, по времени, – гора уже должна была появиться, но ее почему-то нет. К тому же стали происходить странные вещи – мы часто начали падать с лыж, проваливаясь в снег по колено.

Стало смеркаться. Идти дальше уже может быть небезопасно. Да и усталость сказывалась. Тогда мы выбрали место для стоянки, поставили палатку, развели костер. Наскоро поев, полезли спать. Уснули не сразу, говорили о том, где  и как мы могли заблудиться. Ведь другого объяснения не было.

Но когда утром мы вылезли из палатки, то не поверили своим глазам – перед нами стояла гора! Палатка располагалась в ста метрах от ее основания. Но как же так?! Ведь вчера ее не было! Мы все обшарили. Была только тайга и уходящая вдаль дорога. А сейчас в ста метрах от нас видна гора.

На этом интересные вещи не прекратились. Подумав, что мы все-таки где-то сбились с дороги, вернулись  по этой дороге обратно. Там был только след нашей лыжни. Лыжню пересекало давно упавшее дерево. На его стволе лежал снег. Когда мы шли, снега не было, – т. е., он не падал, – была ясная погода. Значит, дерево  здесь лежало раньше, чем мы пришли. Но никто из нас не помнил, чтобы мы преодолевали какое-либо препятствие. И наши следы говорили о том же – лыжня подходила к дереву и начиналась после него, но на снегу, который лежал на этом стволе, следов лыж не было! Казалось, что они уходили под этот лежачий ствол, и мы прошли под ним. Но ведь оно лежало на поверхности, и под ним не было никакой ниши, углубления или еще чего-нибудь.

До сих пор мы не знаем, что это такое было и как это объяснить.

*******

Следующие два рассказа  мне поведала  знакомая туристка. Первая истории – это ее пересказ событий, о которых ей рассказал их участник. Вторая – о том, в чем принимала участие она сама непосредственно.

Стук в ночи

Есть на Урале одна из тех гор, которые люди с определенными интересами называют «местами силы».

У подножия этой горы стояла охотничья избушка. В ней еще до совсем недавнего времени останавливались туристы и охотники.

А в десяти километрах от этой горы есть деревня, где живут два друга – заядлые охотники, один из которых и рассказал мне эту историю.

Как-то на выходные дни они решили сходить на охоту, и заодно подняться на эту гору. Но у одного из них с утра были дела, и он мог пойти только во второй половине дня. Тогда они решили, что пойдут порознь. Один – назовем его «Иваном», – пойдет туда с утра, и будет ждать второго, – скажем, «Василия», – в той самой охотничьей избушке. В общем, обустроится, приготовит пищу и все такое. А к вечеру Василий подойдет. Они переночуют в избушке, а с утра и отправятся на охоту вглубь тайги.

Иван пришел к горе, расположился в избушке, приготовил пищу. Ожидая товарища, походил по ближним скалам, побродил по окрестностям. С тех пор, когда они были здесь последний раз, мало что изменилось. Только избушка сильнее обветшала, да следов туристов прибавилось.

День перевалил за середину, но Василий еще не появился. «Ну, наверное, не успел все сделать», – подумал Иван, и продолжил бродить по подножию горы.

День стал клониться к вечеру, наступили сумерки. Товарища все не было. Иван решил ждать его в избушке. Забравшись на палати, он вздремнул. Естественно, соблюдая закон тайги – дверь в избушку не должна закрываться на засов, что бы в любой момент нуждающийся в помощи охотник или турист мог свободно войти в избушку, обогреться, поесть, попить чаю.

Ивана вывел из состояния дремоты какой-то звук, – как ему показалось. «Наверное, звук шагов, – подумал он. – Василий идет». В окне мелькнула тень. «Ну, наконец-то!» – обрадовался Иван. Тень, промелькнув мимо окна, говорила, что через секунду ее хозяин должен зайти в дверь. Но прошла секунда, другая, десятая – а дверь не открывалась, и Василий не заходил. «Может, нужду справляет», – подумал Иван. Вдруг мимо окна снова мелькнула тень, но уже в другую сторону. «Да что он там делает?! – подумал Иван. – Пойду, гляну».

Он вышел из избушки, обошел ее, но никого не нашел. Это его слегка озадачило. Он стал всматриваться в темноту, пытаясь увидеть друга; несколько раз окликнул его, но «…в ответ – тишина».

Вдруг периферическим зрением  Иван замечает между деревьями тень, которая как будто движется к нему. «Ну, наконец-то идет», – подумал Иван, соображая, что это должен быть Василий. Но тени вообще-то не светятся. А эта именно светилась. Светилась каким-то белесым светом. Ивану стало страшновато, – мягко говоря.