Игорь Палеев.

Новая хронология Древнего мира. Книга 1



скачать книгу бесплатно

2
Время правления XXII и XXIII династий

Для того чтобы вам был понятен ход моих мыслей, я начну изложение с истории Позднего Египта. К Позднему египетскому царству египтологи относят десять последних манефоновских династий. В современной египтологии Позднее царство делится на два периода – Третий переходный период (включает XXI, XXII, XXIII, XXIV, XXV династии) и собственно Позднее царство (включает XXVI, XXVII, XXVIII, XXIX, XXX династии).

Что мы знаем о Третьем Переходном периоде? Во всех источниках XXII и XXIII династии называются ЛИВИЙСКИМИ династиями, так как считается, что они были основаны «представителем одного из знатных ливийских родов Шешонком I, основавшим XXII Ливийскую династию»: «Meshwesh (часто сокращенно в египетских текстах до Ма) были древними ливийскими (БЕРБЕРСКИМИ) племена Киренаики. Геродот помещает их в ТУНИСЕ и говорит, что они были оседлыми земледельцами, живущих в постоянных домах как позже Массилии. После засухи, пришедшей на их земли, они сместились к востоку, на территории, ранее находившиеся под египетским контролем, и оказались на территории Дельты. В конце 21-й династии они взяли под контроль всю страну и правили Египтом в течение 21, 22, 23 и 24 династий. Их правление подошло к концу только с завоеванием Египта 25-й кушитской династией» (en.wikipedia.org/wiki/Meshwesh).

Таким образом, имеем «голый» факт: ливийские (берберские) племена Туниса или Киренаики завоевывают Египет и приводят к власти XXII-ю династию. Это событие может быть той самой «опорной точкой» (словами Бекерата), которая может помочь выстроить альтернативную египетскую хронологию. В настоящее время приход к власти XXII династии датируется примерно 945 годом до Рождества Христова (далее Р.Х.). Давайте забудем об этой датировке и предположим, что представители XXII династии могли править в более близкую нам эпоху. Когда же?

Традиционная история считает, что после завоевания Египта Римом (30 год до Р.Х.) самостоятельное государство в Египте возникло только около 868 года и просуществовало до османского завоевания Египта в 1517 году. Считается, что в этот период в Египте правили несколько самостоятельных династий: Тулуниды (868 – 905), Ихшидиды (935 – 969), Фатимиды (969 – 1171), Айюбиды (1171 – 1254) и две мамлюкские династии – Бахри (1250 – 1390) и Бурджи (1382 – 1517).

Если предположить, что XXII династия правила Египтом в Средние века (где-то между 868 и 1517 годами), то она должна соответствовать одной из вышеперечисленных династий. Какой же?

Единственной «ЛИВИЙСКОЙ» династией Средневекового Египта можно назвать династию Фатимидов, т.к. Фатимиды вторглись в Египет со стороны Ливии (из Туниса) и опирались на берберские (ливийские) племена. Источники сообщают следующее: «Успех Фатимидов объясняется наличием у них сильной и очень боеспособной армии. Костяк ее составляли берберская конница и славянская гвардия. Главной силой были котама – союз БЕРБЕРСКИХ (ливийских) племен, обитавших на территории современного ТУНИСА, в Ифрикии» [57].

Что нам мешает предположить, что ливийские (берберские) племена Ма, жившие на территории современного Туниса и подчинившие себе Египет при XXII-XXIII династиях, соответствуют берберским племенам котама, обитавшим на территории современного Туниса и завоевавшим Египет под руководством династии Фатимидов? Только одно – то, что египтологи считают, что первое событие произошло 3000 лет назад, а второе только 1000 лет назад.

Давайте сомневаться! Если мы совмещаем берберов-Ма с берберами-котама, то правление Ливийских династий совмещается со временем правления «ливийской» династии Фатимидов.

Кстати на возможность подобной аналогии прямо указывают традиционные историки: «Подавляющая часть земель Египта при Фатимидах принадлежала государству (читай халифу – фараону). Сельскохозяйственные работы выполнялись под строгим контролем чиновников и откупщиков; крестьяне заключали с ними арендные договора с указанием выращиваемых культур и площадей под ними. Эта практика, по-видимому, восходит к ПОРЯДКАМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА и «посевному расписанию» ВРЕМЕН ПТОЛЕМЕЕВ. Хозяйственной жизнью страны руководила многочисленная бюрократия, состоявшая из «господ пера», ПИСЦОВ. Это были преимущественно туземцы-копты, наследники древнего писцового сословия; они получали сравнительно небольшие оклады и строго контролировались государством» [47].

Возьмите любую книгу по истории Древнего Египта – хозяйственная жизнь при фараонах описывается практически теми же словами.

ВЫВОДЫ:

1. Возможно ливийские (берберские) племена Ма, на которые опирались фараоны XXII и XXIII династий – это берберские племена котама.

2. В этом случае фараоны XXII-XXIII Ливийских династий должны соответствовать халифам из династии Фатимидов (910 – 1071, в Египте с 969). Стоит так же заметить, что разделение Ливийской династии на две (XXII-ю и XXIII-ю) – искусственное построение, так как египтологи признают происхождение фараонов обоих Ливийских династий от Шешонка I [56].

Если мы правы, то при сравнении XXI-XXII династий с династией Фатимидов мы должны обнаружить совпадения в продолжительностях правления представителей обоих династий, а также совпадения исторических событий в обоих потоках.

3
XXII династия Фатимидов (969 – 1159)

Если обратиться к первоисточнику египетской хронологии, Манефону, то его комментаторы сообщают довольно противоречивые сведения о фараонах XXII династии. В версии Евсевия «Двадцать вторая династия состояла из трех царей Бубастиса: Шешонк правил в течение 21 года, Осоркон в течение 15 лет, Такелот 13 лет. Всего, 49 лет». Версия Африкана отличается кардинально. К царям, указанным у Евсевия, он добавляет еще шесть «неназванных» царей. В итоге его версия выглядит так: «Двадцать вторая династия состояла из девяти царей Бубастиса: Шешонк правил в течение 21 года, Осоркон в течение 15 лет, три другие царя – 25 лет, Такелот 13 лет, три другие царя в течение 42 лет. Всего 120 лет» (хотя, если сложить вышеприведенные цифры, получается только 116 лет).

Современные египтологи, опираясь на ложное предположение о синхронизме правления Шешонка I и Ровоама, увеличили продолжительность правления XXII династии до 230 лет (около 945 – 715 до Р.Х.). В последнее время (с 2006 года) споры ведутся в основном между версией, предложенной К. Китченом, и версией его оппонента Д.А. Астона. Эти две версии выглядят следующим образом [4]:



Для того чтобы определиться с аналогами этих фараонов необходимо рассмотреть известные исторические события, относящиеся к эпохе XXII династии, и найти подходящую для них аналогию в эпоху династии Фатимидов. При этом мы можем сразу же представить альтернативную датировку исторических событий. Получается следующая картина:

969-975 гг.

– Известный египтолог Бругш пишет: «Царь «матов» Ниромант (Нимврод, Нимлот) – говорят нам камни – ПОДЧИНИЛ ЕГИПЕТ, умер в нем и был погребен в Абидосе» ([44], стр. 1139). Современная трактовка этих событий выглядит так: «Неизвестно, при каких обстоятельствах 22-я династия сменила 21-ю, поскольку источники хранят об этом полное молчание. Создается впечатление, что ни мятежей, ни беспорядков при этом не было» [56].

Ниромант (Нимлот) считается отцом Шешонка I. Если мы предполагаем, что XXII династия соответствует династии Фатимидов, то завоевание Египта Ниромантом должно прослеживаться и в исторических событиях, связанных с династией Фатимидов.

Подобную аналогию мы сразу же и находим: «В 969 году 100-тыс. фатимидское войско во главе с Джаухаром двинулось на Египет. Египтяне были разбиты в Гизе, и 7 июля Джаухар занял столицу страны – город Фустат. Египет вошел в состав Фатимидского халифата и вскоре сделался его основной территорией. В 973 г. вместе с гробами своих предков, в сопровождении блистательного двора, слуг и воинов халиф аль-Муизз торжественно вступил в новую столицу» [57].

ВЫВОДЫ:

1. Если Ливийская династия соответствует династии Фатимидов, то завоевание Египта Нимвродом соответствует завоеванию Египта аль-Муиззом.

2. Следовательно, Нимлот может быть дубликатом аль-Муизза (или другим прочтением его имени).

– В связи с титулованием Нимлота как «царя МАТОВ» интересно упоминание политической силы, играющей большую роль в эту эпоху: «Известно, что некоторые историки пытались установить как факт, что карМАТЫ и исмаилиты (Фатимиды) составляли одно и то же движение, а некоторые пытались доказать обратное. Любопытно, однако, отметить общую тенденцию в суннитских и шиитских источниках, когда речь идет об исмаилитах, часто ошибочно называют их «карматы» без восприятия различия между ними» (ismaili.net/histoire/history05/history512.html).

Таким образом, фатимидский халиф (он же исмаилитский имам) в суннитских и шиитских источниках считался главой карматов («царем матов»).

975 г.

– «Сын Нимлота и царевны Танетсепах Шешонк I был главнокомандующим египетской армии и визирём при последнем фараоне XXI династии Псусеннесе II. От отца он также унаследовал титул вождя крупнейшего ливийского племени мешауаши. Неизвестно, совершал ли Шешонк государственный переворот или пришёл к власти мирным путём, поскольку источники хранят об этом полное молчание. Создается впечатление, что ни мятежей, ни беспорядков при этом не было. Шешонк стал фараоном Египта и основал XXII династию» (ru.wikipedia.org/wiki/Шешонк I).

Если Нимврод, завоевавший Египет, соответствует халифу аль-Муиззу, то его сын и преемник Шешонк соответствует сыну и преемнику аль-Муизза: «Умер ал-Муизз в ночь на пятницу 18 ноября 975 года. Ал-Муизз назначил наследником своим своего сына Абу-л-Мансур-Низара ал-Азиза. И оставалась смерть ал-Муизза скрытою 8 месяцев. A, когда наступил день жертвоприношения, 9 августа 976 года, то смерть ал-Муизза была объявлена, и он (ал-Азиз) совершил молитву с мусульманами и был признан ими за имама и халифа» [30].

Таким образом, Шешонк I должен соответствовать аль-Азизу (975 – 996).

– Комментаторы Манефона дружно сообщают о 21-летнем правлении Шешонка I. Современные египтологи соглашаются с этой цифрой.

Эту же продолжительность правления мы обнаруживаем и у аль-Азиза: «Аль-Азиз правил Египтом 21 год и пять с половиной месяцев» [40].

Таким образом, соответствие может выглядеть так:



– Считается, что: «Шешонк I принадлежал к старинному и очень могущественному ливийскому роду, владевшему на протяжении нескольких десятилетий большим гераклеопольским номом» [56].

«Всемирная история» пишет: «В 910 году власть в Тунисе захватил тогдашний глава секты исмаилитов Убейдаллах, прибывший из Сирии и выдававший себя за потомка Али и Фатимы – зятя и дочери Мухаммеда» ([19]; стр. 506).

Таким образом, аль-Азиз (праправнук Убейдаллаха) претендует на родство со «старинным и очень могущественным родом».

– «Сделавшись фараоном, он перенес свою резиденцию в Па-Баст (Бубаст греческих историков) в восточной Дельте» [56].

Фатимиды так же переносят столицу в новое место: «В 969 году неподалеку от Фустата началось строительство новой столицы – Каира. В центре Каира со сказочной быстротой выросли два роскошных дворца – Восточный и Западный, соединенные подземным переходом. К югу от Восточного дворца располагалась величественная мечеть Аль-Азхар» [57].

975-979 гг.

– «Первоначально власть Шешонка распространялась только на Нижний Египет; в Верхнем Египте он на то время упоминался как «князь мешауаши» или «номарх Ма», но вскоре он подчинил себе и весь Южный Египет. Не позднее 5-го года своего правления Шешонк, прибыв в Фивы, которые не оказали ему сопротивления, и сделал своего сына Иуапета верховным жрецом Амона-Ра в Фивах» (ru.wikipedia.org/wiki/Шешонк I).

Пятый год правления аль-Азиза – 979-й (по египетской системе счета лет).

Информация о событиях, происходящих в это время в Верхнем Египте, очень скудна. Аналогия может быть в следующих событиях: «К середине десятого века вновь вспыхнула война Нубии с Египтом. Нубийцы вторглись в эту страну в 962 году и на некоторое время взяли под свой контроль Верхний Египет, по крайней мере, к северу от Эдфу. Эта оккупация нубийцами Верхнего Египта продолжалась еще некоторое время после того как Фатимиды завоевали в 969 году Нижний Египет» (rumkatkilise.org/nubia.htm).

– Согласно Библии «Египетский фараон (ВОЗМОЖНО Шешонк) следил за палестинскими делами, породнился с царём Израильско-иудейского царства Соломоном и даже подарил ему вновь завоеванный египетскими войсками Гезер в качестве приданого своей дочери. Правда, некоторые историки отождествляют этого, неназванного в Библии по имени, фараона с фараоном Сиамоном» (ru.wikipedia.org/wiki/Шешонк I).

Если эти события действительно относятся ко времени правления Шешонка I (аль-Азиза), то известно о завоевании в это время египтянами Палестины и Южной Сирии: «Новый халиф ал-Азиз двинул против карматов армию во главе со знаменитым Джаухаром. Тот осадил Дамаск, но не смог его сразу взять. В 978 г. на помощь своему полководцу пришел с большой армией сам ал-Азиз. В новом сражении карматы были разбиты. Южная Сирия вернулась под власть халифата» [57]. В рассматриваемое нами время Южная Сирия состояла из трех джундов: Палестина, Иордания и Дамаск.

В это же время «в Палестине стал править ал-Муфарридж-ибн-ал-Джаррах (шейх тайитов около 974/5 – 1013)». Интересно, что продолжительность правления Муфариджа практически совпадает с продолжительностью правления библейского Соломона.

992/995-996 гг.

«Согласно Библии и Иосифу Флавию, на 5-ом году правления Ровоама фараон Сусаким (ВОЗМОЖНО Шешонк I) совершил вторжение в Иудею. Этот поход Шешонка находит себе подтверждение в колоссальном изображении на внешней стороне южной стены Карнакского храма. Каждое из имен заключено в овал. Таких овалов было более 150; из них сохранилось в целости около половины, но отожествить с известными нам из географии Палестины можно не более 20» (ru.wikipedia.org/wiki/Шешонк I). «На этом изображении в Карнакском храме приведен список городов, завоеванных Шешонком I в его ближневосточных военных кампаний. К сожалению, нет никакого упоминания ни о нападении, ни о дани из Иерусалима, что заставило некоторых предположить, что Шешонк I НЕ СООТВЕТСТВУЕТ библейского Сусакиму. Считается, что эта кампания была проведена в последний год правления Шешонка» (ca.wikipedia.org/wiki/Shoshenq_I). «Шешонк I, возможно, жил еще 2-3 года после его успешной кампании в Ханаане, условно датируемой 925 г. до н.э.» (en.wikipedia.org/wiki/Shoshenq_I).

Таким образом, по мнению египтологов, компания Шешонка в Палестине и Сирии происходит либо в последний год его жизни, либо за 2-3 года до смерти.

Известно, что Палестина была подчинена Фатимидами во время их борьбы с карматами в 969-978 гг. В последние годы правления аль-Азиза (в 992-993, 994-995, 996 гг.) египетские войска пытаются подчинить своему влиянию Северную Сирию. Следовательно, отождествление Шешонка I с библейским Сусакимом не находит своего подтверждения.

996 г.

– В надписях, относящихся к эпохе Шешонка, неоднократно упоминается его сын Иупут. Так как приемником Шешонка становиться Осоркон, то считается, что «старший сын Шешанка, Иупут, умер почти одновременно с ним. Он был первосвященником Амона в Фивах, и после него на египетский престол вступил второй сын Шешанка Осоркон» ([44], стр. 1145).

Возможная аналогия выглядит так: «в 383/993 году, после смерти Мухаммеда, его брат аль-Хаким был объявлен наследником» (ismaili.net/histoire/history05/history543.html).

ВЫВОД: Возможно Иупут соответствует Мухаммеду (умер в 993), а Осоркон I – аль-Хакиму.

– «В генеалогии мемфисского священника по имени Пасехор, найденной на стеле в Серапеуме, приводится следующая последовательность фараонов: Шешонк I, его сын Осоркон I, его сын Такелот I, его сын Осоркон II. Этот текст подтверждает очередность правления царей в начале XXII династии, известную из других источников, хотя и не включает Шешонка II» [4].

Непосредственно из «генеалогии Пасехора» вытекает следующее соответствие:



ВЫВОД: «Генеалогия Пасехора» так же подтверждает наше предположение о соответствии Осоркона I и аль-Хакима.

– Указанное выше соответствие хотелось бы подтвердить совпадением продолжительности правления Осоркона I с продолжительностью правления аль-Хакима. Однако в этом есть определенные сложности. Комментаторы Манефона дружно сообщают о 15 годах правления Осоркона, а современные египтологи увеличивают продолжительность его правления до 35 лет: «Хотя Манефон дает Осоркону I 15 лет правления, это, скорее всего, ошибка. Продолжительность его правления определяется египтологами в 35 лет на основе повязки на мумии Nakhtefmut, где упоминается 35 год фараона Секхемкхеперре, считаемого за Осоркона I» (en.wikipedia.org/wiki/Osorkon_I).

Таким образом, поводом для изменения продолжительности правления Осоркона I, указанной у Манефона, послужила мумия Nakhtefmut. Если быть точным, на ней обнаружена повязка с указанием на 33-й год правления «неназванного царя», бинт, датированный 3-м годом «неназванного царя», и браслет с именем Секхемкхеперра.

Египтологи связывают преномен Секхемкхеперра с именем Осоркона I. Опираясь на это, К. Китчен предлагает считать, что 33-й год правления относится к Осоркону I, а 3-й год правления – к его преемнику Шешонку II (считая при этом, что 33 год Осоркона I = 3-му году Шешонка II). Следовательно, по мнению Китчена, Осоркон I правил не менее 33-х лет. Для того чтобы связать эту цифру с 15-ю годами, указанными у Манефона, Китчен предлагает считать, что указанное у Манефона 15-летнее правление Осоркона возникло из-за неправильного прочтения в египетских источниках цифры «35», и отводит Осоркону I 35 лет правления.

Другой известный египтолог, Венте (Wente), выдвинул свою теорию: 33-й год правления относится к Шешонку I, а 3-й год правления – к его преемнику Осоркону I. В итоге он увеличивает продолжительность правления Шешонка I с 21 года до 34 лет, а Осоркону I оставляет 15 лет правления, указанные Манефоном.

Следуя тем же путем, мы можем предположить, что захоронение Nakhtefmut датируется либо 1015 годом (23 год правления аль-Хакима и 3-й год правления Абд ар-Рахмана), либо 995 годом (22 год правления аль-Азиза и 3-й год аль-Хакима). Отсутствие «33 года правления» мы можем объяснить, вслед за Китченом, неправильным прочтением в египетских источниках цифры «33» вместо «23».

Как бы то ни было, соответствие для Осоркона I выглядит следующим образом:



– «Он пытался продолжать агрессивную захватническую политику отца, Шешонка I. Однако поход Осоркона в Палестину провалился. Как сообщается в Библии, в 10-ом году царствования Асы Зарай во главе огромной армии вторгся в Иудею, но был остановлен иудейским царём под Мариссой. Могуществу Египта как мирового государства во времена Нового царства окончательно пришёл конец» (ru.wikipedia.org/wiki/Осоркон I).

Египтологи предполагают, что если библейский Сусаким соответствует Шешонку I, то библейский Зарай должен соответствовать Осоркону I. Однако, соответственно, если библейский Сусаким не соответствует Шешонку I (что равновероятно), то и Зарай не соответствует Осоркону I. Поэтому описывать правление Осоркона I исходя из библейских данных бессмысленно.

1013 г.

«Одна из двух жен Осоркона, о которых упоминается на памятниках, по имени Ташедхонсу, родила ему сына Такелота, который и был назначен наследником отца, по-видимому, по праву старшинства по рождению. После 15 лет единоличного правления Осоркон I назначил его своим соправителем» (ru.wikipedia.org/wiki/Осоркон I).

Шестнадцатый год правления аль-Хакима – 1012-й.

Известно, что: «Имам аль-Хаким имел двух сыновей, аль-Харита (1004 – 1009) и Али Абуль Хасана, прозванного аз-Захир (1005 – 1036)», но в сентябре 1013 года «аль-Хаким назначил наследником (валиахдом) своего двоюродного брата Абд аль-Рахима ибн Ильяса» (ca.wikipedia.org/wiki/Sitt_al-Mulk).

ВЫВОД: назначение Осорконом на 16-м году своего правления Такелота в качестве соправителя может соответствовать провозглашению аль-Хакимом в 17-й год своего правления аль-Рахима своим наследником.

1021 г.

– «Египетские камни не дают об особе Осоркона I никаких определенных сведений и называют следующим царем его СЫНА Такелота I, первосвященника Амона и главнокомандующего войском всего Египта» ([44], стр. 1145).

Известно, что: «На «День Жертвоприношения» 411/1021 года, через семь дней после исчезновения Хакима, его шестнадцатилетний СЫН Абу-ль-Хасан Али аз-Захир был признан халифом» («A short history of the Fatimid Khalifate»).

Если Осоркон I соответствует аль-Хакиму, то его сын Такелот I должен соответствовать сыну аль-Хакима аз-Захиру.

– Комментаторы Манефона сообщают о 13-летнем правлении Такелота. Современные египтологи отводят Такелоту I около 15 лет правления, так как захоронение Аписа датировано 14-м годом правления Такелота I, а это свидетельствует, что он правил более 13 лет, указанных у Манефона.

Полагаясь на эту же продолжительность правления, мы можем предположить следующее соответствие:



– «Хотя Осоркону I, как полагают, непосредственно наследовал его сын Такелот I, вполне возможно, что между этими двумя царями некоторое время правил Хекакхеперра Шешонк II, возможно другой сын Осоркона I и Мааткаре (по другим источникам – сын Шешонка I, или другого неизвестного члена династии). Судебно-медицинская экспертиза его мумии показывает, что ему на момент смерти было около пятидесяти лет. Британский ученый Кеннет Китчен предположил, что Шешонк II аналогичен первосвященнику Амона в Фивах Шешонку (С). Юрген фон Бекерат принимает эту интерпретацию событий и дает Шешонку II 2 года независимого правления в Танисе. В последнем академическом издании по египетской хронологии (2005), египтологи Рольф Краусс и Дэвид Алан Уорбертон также приписывают Шешонку II независимое правление от 1 до 2 лет. Медицинское обследование мумии Шешонка II доктором Дерри, показывает, что он умер в результате септической инфекции из массивной раны на голове» (en.wikipedia.org/wiki/Osorkon_I).



скачать книгу бесплатно

страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11